ФЭНДОМ

Будда - "просветленный", в буддийской мифологии это человек, достигший наивысшего предела духовного развития. Будда обладает такими силами и способностями, что превосходит все другие существа, в том числе и богов. После достижения нирваны он может остаться жить в человеческом облике до бесконечности. В мифологии Махаяны число Будд считается бесконечным. Наиболее известен Будда Шакьямуни - основатель буддизма, реальный человек Сиддхартха Гаутама, живший в 6 веке до нашей эры в Непале.

Значение и смысл понятия Править

Неединственность Править

Сиддхартха Гаутама (после пробуждения называемый «Буддой Шакьямуни»), живший приблизительно с 623 по 543год до н. э. и достигнувший бодхи около 588 года до н. э., не считается буддистами ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигшийпросветления.

В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ, так что Гаутама-Будда является наиболее известным представителем в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его первым известным предшественником был будда Дипанкара, а будда, следующий за Гаутамой, именуетсяМайтрейя. Список из 24 будд перечислен в «Хронике будд» («Буддхавансе») из «Нидана-катхи», — неканонического сборника историй о жизни Будды Шакьямуни.

Согласно палийскому канону, существует список из семи будд прошлого, в котором Гаутама-будда является седьмым. Также существует список из 28 будд прошлогоruen, в котором перед Дипанкарой записаны ещё три будды.

Отличие от центральных фигур других религий Править

Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представляет собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами» или спасителя, а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары.

Отличие от других буддийских фигур Править

Следует иметь в виду, что различия между буддийскими фигурами:

  • буддами,
  • бодхисаттвами (существами, взявшими на себя миссию пробуждения сознания всех существ),
  • дхармапалами (защитниками учения и его носителей),
  • да́кини (в тантрическом буддизме — женские духи, носительницы тайных учений),
  • йидамами (медитационными формами будд),
  • богами (дэва на санскрите, лха на тибетском; — в буддизме они, как и люди, — сансарные существа, так же подверженныезакону причинно-следственной связи и пребывающие в неведении относительно своей истинной природы)
  • и другими, —

не всегда очевидные для поверхностного взгляда человека, мало знакомого с буддизмом и проводящего прямые аналогии с теистическими фигурами, — для буддистов и буддологов очевидны и важны.

Общедоступность состояния будды Править

Блаженство пробужденного состояния, нирвана, — согласно буддизму, доступно всем существам; при этом в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком. Подчеркивая эту всеобщую доступность, а также учитывая очень малый шанс родиться человеком, равный вероятности того, что «черепаха, плавающая в глубинах мирового океана, вынырнув на поверхность, сразу же попадет головой в отверстие единственного деревянного круга, кем-то брошенного в океан», буддизм рекомендует людям в своей жизни:

  • (с точки зрения хинаяны) достигнуть пробуждения (нирваны) для себя или
  • (с точки зрения махаяны) вначале достигнуть пробуждения самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.

Будда Шакьямуни Править

Основная статья: Будда Шакьямуни

В соответствии с правилами русского языка, слово «Будда», написанное с большой буквы, означает конкретную историческую личность — Сиддхартху Гаутаму, наследника знатного рода Шакьев, принадлежавшего к касте воинов и правителей.

Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Изначально изложения представляли собой устные повествования, позднее были записаны тексты, такие как «Махавасту», «Лалитавистара», «Ниданакатха», «Буддхачарита», «Абхинишкрамана-сутра». Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник «Джа́таки», составленный около II века до н. э. на языке пали.

Другие Вики миры

Случайная вики