ФЭНДОМ

Вий - в восточной славянской мифологии, персонаж, чей смертоносный взгляд, скрыт под огромными веками. Веки Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживающий взгляда Вия, умирал, однако в повести писателя Гоголя, от его взгляда лишь снималась защита от нечисти в виде круга.
Виййй68792181 433449
Вий0684137
Вийviy-2014

Народный образ Править

В русских и белорусских сказках, веки (ресницы, брови) Вия поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, как ведьминому мужу поднимают брови и ресницы железными вилами. Человек, на которого смотрел Вий, не выдерживал его взгляда и умирал. Своим взглядом Вий мог не только убить человека, но и разрушить и обратить в пепел деревню или город. В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда всё гибнет или портится.

Возможно соответствие образа Вия Кощею Бессмертному. По мнению Е. Дмитриевой, на образ Вия перешли черты языческого бога Велеса.

Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами — святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда[5]. Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит божьего света из-за ресниц, которые достигают его колен. На основе же украинской легенды о Вие Николай Васильевич Гоголь создал повесть «Вий»

Вий Гоголя Править

Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.

— Примечание Н. В. Гоголя

Известна литературная обработка предания о Вие, сделанная Николаем Васильевичем Гоголем. Согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния, укр. вія — ресница и повіка — веко.

В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха.