ФЭНДОМ

Кро́носКрон (др.-греч. Κρόνος) — в древнегреческой мифологии — верховное божество, по иному

Кронос

Место нахождения: На небе Характер: Кровожадный

мнениютитан, младший сын первого бога Урана (неба) и богини Геи (земли). Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος от χρόνος — время). Период верховенства Крона считался за золотой век.

ЭтимологияПравить

Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки поздних времён, из-за созвучия имён, сопоставляли его с Хроносом-временем. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Только серп — древний атрибут — говорит об их природе. Существовал у ионийцев, во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований.

Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом

Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия).

При нём наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию,ДеметруГеруАида и Посейдона. От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон.По Ферекиду Сирскому Кронос победил Офиона и первым был коронован. По другой версии Кронос был старшим сыном, и поэтому стал царём

Кронос и ЗевсПравить

Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил). Этот камень позже показывали в Дельфах Также легенду с камнем связывали с утёсом Петрах над Херонеей. Этот камень называют агадир. Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле но куреты помешали ему найти младенца и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.

[1]Сатурн (Рубенс)

Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён вТартар[12].

По одному сказанию, Зевс в Олимпии боролся за власть с Кроносом и победил[13]. Согласно же орфикам, Зевс по совету Нюкты напоил Крона мёдом, тот заснул и его оскопили (кастрировали). По версии, оскоплён Зевсом, от его семени родилась Афродита (обычно здесь фигурирует Уран). Уже после титаномахии, Кроноса и ставших на его защиту титанов Зевс заключил в Тартар.

Зевс сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестёр, заставив Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и воцарился над миром, сделав своих братьев и сестёр олимпийскими богами (Гестию — богиней домашнего очага,Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей).

По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселён на «острова блаженных». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку».

Позднейшая традицияПравить

Кронос похоронен на Сицилии. Был богом в Аравии. Отождествлялся с финикийским богом, которому приносили в жертву младенцев. В Олимпии ему был сооружён храм. Жертвы Крону приносили в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие в месяце Элафионе басилом

Ему посвящён XIII орфический гимн.

Кроносу соответствует римский Сатурн. По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию (см. Сатурн). Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь.

Образ Кроноса (Сатурна), пожирающего своих детей, получил отражение в изобразительном искусстве (Рубенс,Гойя).

В честь Кроноса назван cron — планировщик задач в UNIX-образных операционных системах.

Другие Вики миры

Случайная вики