ФЭНДОМ

Ловец снов (англ. dreamcatcher; dream catcher; оджибве asabikeshiinh, неодушевлённая форма слова ‘паук’ или bawaajige nagwaagan ‘ловушка снов’

Ловец снов
Ловецснов

Место нахождения: Над постелью Характер: - Вид: Амулет Сколько стоит: - Осталось в мире: Неизвестно Вкус: - Виды: Большие и маленькие Принадлежит: Индейцы

) — индейский талисман, защищающий спящего от злых духов. Плохие сны запутываются в паутине, а хорошие проскальзывают сквозь отверстие в середине, так же ловец осуществляет хорошие сны. Представляет собой паутину из суровых ниток и оленьих жил, натянутых на круг из ивовой ветви; также на нитку вплетают несколько перьев. Вешают над изголовьем спящего. Такой амулет можно сделать своими руками или купить в сувенирной лавке.

Смысл и назначение Ловца Снов у разных индейских народов различны. Так у народа лакота считают, что Ловец Снов ловит добрые мысли и сны, а также пропускает все негативное. А у народа оджибвеЛовец Снов «фильтрует» сны, пропуская лишь приятные и добрые. Злые и страшные сны запутываются в его паутине и с первыми лучами солнца рассыпаются.

Легенда народа лакота Править

По одной из древних легенд, старейшина индейского народа лакота взошёл на гору, и там у него было видение, в котором к нему явился древний учитель мудрости в обличье паука. Пока они разговаривали, паук согнул ветвь старой ивы в кольцо и, украсив его пером птицы, стал плести внутри кольца паутину. Он говорил о том, что этот ивовый круг символизирует круг жизни человека: младенец рождается, вырастает, вступает во взрослую жизнь. Потом он начинает стареть и берёт на себя заботу о новых младенцах. Так круг замыкается. Обруч из лозы также символизирует жизненный путь человека. Говоря это, паук плёл свою паутину, и только в её центре осталось отверстие.

Тогда он сказал: «Есть множество дорог по которым двигается человек — каждый сам выбирает свой путь. И в каждый момент жизни человеком владеют страсти. Если они добрые — то направляют его по верному пути, а если они злые — человек идёт по ложному пути. Паутина — это идеальный круг, но в самом центре есть отверстие. Добрые мысли пройдут через центр к человеку. Злые мысли запутаются в паутине и исчезнут с рассветом».

Оджибвейская легенда Править

Давным-давно народ оджибве жил на Черепашьем Острове (так некоторые индейцы именовали Америку). Бабушка-Паучиха, Асабикаши, заботилась о своих детях, людях земли, но когда народ оджибве расселился по четырём углам Северной Америки, Асабикаши стало трудно совершать путешествия к каждой колыбели, и тогда она научила женщин плести волшебные паутинки для маленьких детей, из ивовых прутьев и сухожилий или ниток из растений. Круглая форма Ловца Снов символизировала ежедневное путешествие солнца по небу, количество мест, где паутинка соединяется с обручем равно восьми, означая восемь ног Бабушки-Паучихи. Паутинка на обруче задерживала плохие сны, а через маленькую дырочку в центре пропускала к детям только приятные сны и добрые мысли. Поэтому пауков не принято пугать.

По традиции к центру ловца снов привязывали перо, символизирующее дыхание, воздух — самое главное в жизни.

Ловцы снов оджибве делали не только для детей. Они не были предназначены для длительного использования и в этом есть своя философия. Со временем ива высыхала и напряжение сухожилий ломало обруч. Это символизировало быстротечность молодости.

С тех пор многие племена делали свои ловцы снов, например сибирские народы.

Современное использование Править

В 60-70 гг. XX века на волне «паниндейского» движения ловцы снов стали распространяться среди других племён и теперь это наиболее распространённый сувенир, зачастую не имеющий под собой никакого конкретного значения — только легко узнаваемая форма и псевдо-индейский дизайн. Ловцы снов прижились и в среде нью-эйджа.

Многие индейцы считают современное использование амулета коммерциализированным и нежелательным примером культурного заимствования.